Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"
Гигин Юлий.
Астрономия.
Книга II. Глава 20, 3–4 (О созвездии Овна)
3. Гермипп[1]
же рассказывает, что в те времена, когда Либер[2]
завоевывал Африку, он прибыл с войском в ту землю, которая, будучи вся покрыта
песком, называется Аммоды[3]. Там
он оказался в величайшей опасности: необходимо было продолжать путь, вдобавок
его положение усугублялось тем, что в этом месте не было ни капли воды. Это
привело к тому, что войском овладело великое уныние, и когда воины размышляли
о том, как быть дальше, к ним вдруг приблизился одиноко блуждавший овен. Заметив
их, он нашел спасение в бегстве. Хотя заметившие его воины страдали от песка
и, изнуренные жарой, едва могли идти вперед, тем не менее они, словно доставая
добычу из огня, бросились за овном и преследовали его вплоть до того места,
которое впоследствии получило свое название по построенному там храму Юпитера-Аммона[4].
Придя туда, они нигде не могли отыскать того овна, которого они преследовали.
Но зато, — а это было их величайшим желанием, — они обнаружили в
том месте изобилие воды, восстановили силы и поспешили сообщить о находке Либеру.
Возрадовавшись, он привел в те земли войско и построил там храм Юпитера-Аммона,
установив в нем статую с бараньими рогами. Овна Либер поместил среди созвездий
таким образом, чтобы Солнце, пребывая в этом знаке, возрождало силы всякого
творения, что и происходит весной, и сделал это именно по той причине, что бегство
овна возродило его войско. Кроме того, он пожелал, чтобы овен, послуживший наилучшим
проводником для его войска, и среди двенадцати знаков стал первым.
4. Но Лев[5], который
написал «Историю Египта», рассказывает о статуе Аммона следующее: когда Либер
правил Египтом и почитался людьми как зачинатель всякого ремесла, из Африки
прибыл некий Аммон и пригнал Либеру множество скота, чтобы тем самым легко снискать
его милость и хоть в каком-либо деле прослыть первооткрывателем. Считают, что
за эту услугу Либер подарил ему землю, что находится напротив египетских Фив.
Поэтому ваятели Аммоновых статуй изображают его с рогатой головой, дабы люди
помнили, что он первым познакомил их со скотоводством. Те же, которые хотят
вменить Либеру заслугу этого деяния, которое он совершил по своей воле, без
вмешательства Аммона, с рогами ваяли статуи Либера, и Овен, говорят, помещен
среди созвездий в память о том событии.
Книга II. Глава 26, 1 (О созвездии Волосы Береники)
______________________________
1 Гермипп из Смирны (III в. до н.э.) — перипатетик, ученик Каллимаха.
2 Либер — в римской мифологии бог плодородия и виноградарства, отождествлялся с греческим Вакхом-Дионисом.
3 От греч. αμμος — песок.
4 Баран был священным животным египетского бога Аммона, который изображался в виде человека (иногда с головой барана). Греки отождествляли Аммона с Зевсом. См. Геродот II, 42; Цицерон. О природе богов, I, 82; Овидий. Метаморфозы, V, 327 слл.; Вергилий. Энеида, IV, 198; Лукан. Фарсалия, IX, 511 слл.
5 Лев из Пеллы — греческий историк (IV в. до н.э.).
6 Конон Самосский — греческий астроном и математик. В 247 г. до н.э. он открыл это созвездие, которое прежде составляло кисточку хвоста в созвездии Льва (Катулл, 66, 1–44). Птолемей III Эвергет (247–222 г. до н.э.) был сыном и наследником Птолемея II Филадельфа (285–247). Гигин путает здесь двух Береник: дочь Птолемея Филадельфа и дочь Магаса, царя Кирены. Женой Птолемея III стала дочь Магаса, Береника II Киренская, к которой относится рассказ.
7 Зефирия — мыс в Киренаике; там находился храм Афродиты и обожествленной Арсинои Филадельфии, тетки Береники и Птолемея.
8 По античным представлениям, человек, завладевший волосами, может при помощи колдовства злоумышлять против того, у кого волосы были обрезаны.