БУБАСТИС (ТЕЛЛЬ БАСТА)

,

греческий ,

коптский .

Территория древнего города расположена около юго-восточной окраины современного города Эз-Заказик. Бубастис был значительным городом начиная с IV династии до конца Римского периода, а во времена Позднего периода был центром XVIII нома Нижнего Египта. Город был известен своим храмом Бастет, а также являлся важным пунктом на пути из Мемфиса на Синай и дальше, в Азию.
Бубастис упоминается на стеле Пианхи (строка ) в связи с царём Осорконом, который здесь правил. Страбон (XVII. I. 27), Диодор (XVI. 51), Плиний (V. 9), Птолемей (IV. 5), но наиболее подробное описание города и его святилища встречается у Геродота (II. 59–60, 137–138). Упоминается Бубастис и в книге пророка Иезекииля (30:17).

Главным божеством, почитаемым в этой местности, была богиня Бастет, изображавшаяся в виде женщины с головой львицы. Бастет часто изображалась вместе со своим сыном Махесом, также являвшимся львиным божеством. Позднее эту богиню стали представлять с кошачьей головой, так как в этой местности почитали кошек. Их некрополь найден здесь наряду с некрополем ихневмонов в 1887–1889 гг. Э. Навиллем (Naville E. Bubastis (1887–1889). London, 1891). Зондажи, проведенные в 1929 г. немецкими археологами (MDAIK II), подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек. В Бубастисе почитали и других богов: Уаджет, «госпожу Имет», гелиопольских Хорахти и Атума, сына Атума-Ра Шу и, начиная со времен Рамсеса II, Сета и Птаха.

Раскопки на территории Бубастиса начались в 1887 г. под руководством Э. Навилля. Найденные остатки святилища Бастет довольно точно совпали с его описанием, сохранившимся у Геродота (II, 138). Э. Навилль также обнаружил храмы царей VI династии Тети и Пепи I. Храм Тети располагался к северо-западу, а храм Пепи I — к западу от храма Бастет. От храма Пепи I осталось только два ряда столбов. Позднее этот храм исследовал Л. Хабаши (Habachi L. Tell Basta. Cairo, 1957), который обнаружил, что его окружала стена из сырцового кирпича 87,5 на 64 м. Многочисленные блоки времен Старого царства, украшенные картушами Хеопса и Хефрена, подтверждают существование храма в Бубастисе уже во времена IV династии.
Строительство в Бубастисе продолжалось и в эпоху Среднего царства. Из надписи Аменемхета I, найденной на одном из блоков, следует, что он приказал построить или, скорее, обновить храм «своей матери Бастет» и возвести портал. Сенусерт I и Сенусерт III расширили храм. Можно предположить, что Аменемхет III также участвовал в украшении храма: здесь были найдены два великолепных портрета этого царя. В ходе раскопок, проводившихся египетской Службой древностей, в 1964 г. было обнаружено сооружение из сырцового кирпича, которое могло быть дворцом Аменемхета III (Leclant J. Fouilles et travaux en Égypte et au Soudan (1963–1964) // Orientalia, 34. Roma, 1965. P. 175–232). Результаты раскопок Э. Навилля доказывают, что большой храм, сооружение которого датируется эпохой Среднего царства, был расширен во времена Нового царства. Гиксосы, узурпировавшие некоторые памятники, находившиеся на этой территории, по-видимому, не опустошали это святилище.
XVIII династия также оставила здесь следы своей деятельности. Помимо храма были найдены многочисленные статуи времен Аменхотепа III и фрагменты возведенной им часовни (найдена Л. Хабаши). Рамсес II не ограничился здесь узурпацией древних памятников: он также приказал выстроить в городе храм, который позднее был узурпирован Осорконом I. Этот храм находился в нескольких сотнях метров от главного храма. Рамсес II также расширил древний храм Бастет, в те времена состоявший из большого вестибюля, двух залов и гипостиля. При Нектанебе здесь был построен еще один зал. Вопрос об основателях различных частей храма недостаточно ясен, поскольку храм строился из ранее использовавшихся элементов. Кроме того, фараоны присваивали себе части постройки, возводившиеся их предшественниками. Так, колоннада гипостильного зала была узурпирована Рамсесом II и, позднее, Осорконом II. Последний, кроме прочего, приказал украсить большой зал рельефами, посвященными его юбилею. Это помещение известно под именем «праздничного зала Осоркона II» (Naville E. The Festival-Hall of Osorkon II in the Great Temple of Bubastis. London, 1892). По его приказу в северной части храма был также возведен портик.
О богатстве Бубастиса времен XIX династии свидетельствуют сокровища, случайно найденные здесь при постройке железной дороги в 1906 г. Часть из них в настоящий момент находится в Каирском музее (Edgar C.C. The treasure of Tell Basta // Le Musée égyptien / Publ. par G. Maspero. T. 2. Le Caire, 1907. P. 93–108), часть — в Берлине и во Франции, а остатки были приобретены музеем Метрополитен (Simpson W.K. The Tell Basta Treasure // The Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, VIII. New York, 1949–1950. P. 61–65).
К этим временам также относятся две гробницы наместников Нубии. Одна, принадлежавшая Хори I, восходит к эпохе Рамсеса III. Ее обнаружил Л. Хабаши. Другая принадлежит Хори II, обладавшему теми же полномочиями, что и его отец, но уже при Рамсесе IV. В 1964–1965 гг. египетская Служба древностей обнаружила здесь многочисленные гробницы эпохи Нового царства, одна из которых принадлежала визирю Иути.
Наибольшее стратегическое значение Бубастис приобрел в эпоху III Переходного периода. В это время окружность городских стен составляла около 5 км. Именно этот город выбрали в качестве своей резиденции ливийские правители XXII династии, усиливая свои связи с Египтом постройкой новых религиозных сооружений вокруг храма Бастет. Осоркон I, вероятно, начал с украшения уже существующих стен храма новыми рельефами, а затем взялся за строительство небольшого храма Атума к юго-западу от храма Бастет. При Осорконе II были построены новый двор и вестибюль, а также большой гранитный портал с замечательными рельефами, изображающими праздник хеб-сед на 22-м году жизни этого царя. При Осорконе III построены хеб-седный и гипостильный залы, а к северу от основного храма возведён новый храм Махеса, львиноголового сына Бастет. Небольшое святилище в храме Бастет было построено при царе XXX династии, Нектанебе II.
О последующем периоде развития Бубастиса известно из описания Геродота. Когда Геродот (II, 137–138) посетил Бубастис, он был поражен тем, что святилище размещалось во впадине, окруженной выстроенным на возвышении городом. По-видимому, святилище, с двух сторон окаймленное протоками Нила и практически представлявшее собой остров, осталось на уровне древних сооружений. Геродот (II, 59–60) пишет: «Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды… По прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей». Подробное описание Геродота помогло Э. Навиллю при первых раскопках древнего города.
Археологи еще не приступили к исследованию города римской эпохи, местоположение которого зафиксировано благодаря найденному фрагменту мозаики. Частично раскопан некрополь этого периода.
Город был населен и в коптские времена, когда он сделался епископской резиденцией. Позднее, подобно другим городам восточной Дельты, например, Танису, он был полностью покинут жителями.

Раскопки в Бубастисе велись в первую очередь на территории святилища. В первой половине 60-х годов египетская Служба древностей начала расчистку домов из сырцового кирпича, датируемых Поздней эпохой. О великолепии древнего города сегодня можно судить лишь по обнаруженным замечательным памятникам. Экспедиция университета Эз-Заказика в 1980–1981 гг. обнаружила дворец эпохи Среднего царства и мастабы, относящиеся к концу Древнего царства (они сооружены из сырцового кирпича и облицованы известняковыми плитами), а в 1984–1985 гг. — некрополь местных правителей времен Среднего царства. В 1985–1986 гг. неподалеку от храма Пепи I был найден дворец VI династии.
В 1980-е и 1990-е годы в Бубастисе более 10 лет работали немецкие и египетские археологи (Selim M.O. Tell Basta: Geschichte einer Grabung. Potsdam, 1996). В 1992 г. во время расчистки колоннады храма Рамсеса II в двух сосудах был обнаружен тайник: маленькие золотые статуэтки и керамика. В 1996 г. группа археологов Службы древностей открыла остатки неизвестного ранее известнякового портала, относящегося к Старому царству. Предполагается, что на территории Бубастиса могут быть и другие памятники этого периода. В 1997 г. в городе Эз-Заказик была найдена известняковая статуя, изображающая женщину с тремя детьми, сидящую на стуле с львиными ножками. Статуя относится к эпохе Нового царства или к более позднему времени.
В результате раскопок 2002–2003 гг., проводившихся археологами из Потсдамского университета под руководством Х. Тице, на месте храма Бастет была обнаружена 11-метровая статуя из красного гранита, покрытая надписями. Она датируется временем правления Рамсеса II и очень похожа на статую Меритамон из Ахмима, относящуюся к тому же времени. Статуя была отреставрирована и установлена на месте раскопок рядом с другими объектами, найденными в Бубастисе (Tietze C. Rekonstruktion und Restaurierung in Tell Basta. Potsdam, 2003). В апреле 2004 г. была найдена каменная стела, датируемая 238 г. до н.э., с указом Птолемея III, в котором, кроме всего прочего, упоминается о реформе египетского календаря. Стела примечательна ещё и тем, что надпись на ней, также как и на Розеттском камне, написана на греческом языке, а также иероглификой и демотикой (Tietze C. Tell Basta: Archäologie in Ägypten; ein Forschungsüberblick über die Grabung bis 2005. Potsdam, 2006).
Территория древнего города в настоящее время находится в опасности, так как вскоре её могут полностью поглотить кварталы растущего города Эз-Заказик.

Библиография по исследованиям Бубастиса на сайте The Egypt Exploration Society.