ДЕЙР ЭЛЬ-МЕДИНА

Гробницы
Некрополь Дейр эль-Медина занимает холм немного западнее Курнет Мураи. Название некрополя по-арабски означает «Городской монастырь» — в память о монастыре, который в христианскую эпоху находился в храме птолемеевского времени, воздвигнутом на вершине холма.
Некрополь Дейр эль-Медина занимает особое место среди прочих фиванских некрополей, поскольку здесь были погребены почти исключительно люди одного определенного социального слоя — ремесленники фиванских царских некрополей, чернорабочие, каменотесы и художники, вырубавшие в скалах и украшавшие царские гробницы в «Долине царей» и в «Долине цариц», а также погребения вельмож во всех прочих некрополях. Лишь в позднее, саисское время здесь были погребены некоторые верховные фиванские жрецы. И сейчас в Дейр эль-Медина находят остатки хижин, в которых жили эти простые «люди отрядов» царского города мертвых, именуемые в надписях из их захоронений «слугами места правды». Множество осколков известняка с черновыми записями, сделанными ремесленниками в процессе сооружения гробниц, а также посвятительных стел и папирусов различного содержания было найдено в Дейр эль-Медина. В поисках защиты эти скромные труженики, создавшие все великолепие фиванского города мертвых, обращались в своих надписях с молитвами и просьбами чаще всего не к великим богам Египта, а к местным божествам-покровителям — к так называемому Амуну врат, к богине-кошке, к богине-ласточке, к богине Мерет-Сегер («Любящей молчание»), которой была посвящена гора Эль-Корн, возвышающаяся над «Долиной царей», к азиатским божествам Решефу и Кадету, но чаще всего к особенно любимому обожествленному Аменхотепу I и к его матери Яхмос-Нефертари. По-видимому, поселок фиванских ремесленников в Дейр эль-Медина был создан в царствование Аменхотепа I, за что этот фараон и был признан его покровителем. Погребения, часто семейные, которые устраивали себе ремесленники на склонах холмов в некрополе Дейр эль-Медина, подразделяются на два типа — на пирамидные и скальные гробницы. В пирамидных через ворота в двухбашенном пилоне можно было пройти в широкий передний двор, окруженный кирпичной стеной. Здесь обычно устраивался маленький садик с прудом и цветником. За передним двором прямо на земле или на высокой платформе поднималась небольшая, полая внутри кирпичная пирамида. Из переднего двора вертикальная шахта вела в расположенную в скале под пирамидой погребальную камеру, в которой размещались саркофаги с мумиями членов одной семьи. Стены культовых помещений покрывались рисунками, изображавшими погребальные церемонии и пребывание покойного в потустороннем мире.
В так называемых скальных гробницах в Дейр эль-Медина, при сохранении общности плана с пирамидными, характерным отличительным признаком было использование пирамиды как чисто декоративного элемента всего погребального сооружения. Маленькая кирпичная, полая внутри пирамида имела здесь чисто декоративное значение, не была связана с помещениями гробницы, находившимися далеко в глубине скалы. Пирамида стояла над вырубленным в скале передним залом и была увенчана маленьким известняковым наконечником (пирамидионом) с изображением умершего, поклоняющегося солнцу.

Стучевский И. А. Фиванский город мертвых // Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986. С. 416–417.

Храмы
В Дейр эль-Медине было построено несколько храмов: при Рамсесе II — храм Амона и храм Хатхор, при Сети I — кирпичный храм Хатхор с множеством интересных конструктивных особенностей. Уровень этого храма постепенно повышается тремя высокими террасами, следуя рельефу местности. Храм Хатхор, начатый Птолемеем IV и законченный Птолемеем VI и Птолемеем IX Эвергетом II, позднее стал тем самым монастырем ("Дейр"), который дал название всей этой местности. Храм хорошо сохранился и до сих пор стоит за окружающими его кирпичными стенами. Наиболее тщательно в храме отделан небольшой колонный зал. При его оформлении использовался песчаник. В более высокой дальней части здания находится комната для приношений, отделенная от зала невысокой стенкой. Из этой комнаты ведет лестница на крышу. Позади располагаются три святилища (Du Bourguet P. Le temple d'Hathor a Deir el-Medineh // Memoires de l'Institut Francais d'Archeologie Orientale, 92).
У каменистой дороги, соединяющей Дейр эль-Медину и Долину Царей, стоит пещерная часовня, посвященная Мерет-Сегер.

Поселение

На склоне долины, на полпути между Рамессеумом и Мединет-Абу, находилось поселение рабочих, ремесленников и художников, сооружавших царские гробницы в Долине Царей. Оно существовало с начала XVIII династии до периода последних Рамессидов (около 1550–1069 гг. до н. э.). Поселение представляло собой прямоугольный огороженный участок размером 50 на 132 м, пересеченный несколькими улицами. В нем было около 70 одноэтажных домов, размером 5 на 15 м, построенных из необработанных камней. С течением времени количество домов росло, пока поселение не достигло своего максимального размера. Выше на склоне находились гробницы его жителей.
Раскопки в Дейр эль-Медине проводились в 1905–1909 гг. под руководством Э. Скиапарелли и в 1917–1947 гг. под руководством Б. Брюйера (B. Bruyere // FIFAO I–VIII, X, XIV–XVI, XX). Это место особенно ценно для египетской археологии, потому что наряду с остатками крупного хорошо сохранившегося поселения здесь было найдено большое количество остраконов и папирусов с надписями, позволяющими сделать важные выводы о социально-экономической жизни Египта в период XVIII–XX династий. Благодаря этому появилась не имеющая себе равных возможность сравнить современные друг другу текстологические и археологические данные.
(Schiaparelli E. Relazione sui lavori della missione archaeologica italiana in Egito, II. Turin, 1927. Bruyere B. Rapport sur les fouilles de Deir el Medineh. Vol. I–XVII. Le Caire, 1924–1953. Богословский Е. С. Памятники и документы из Дер эль-Медина, хранящиеся в музеях СССР // ВДИ, 1972, № 1 С. 79–103, табл. 1–2; 1972, № 2. С. 62–93, табл. 1–8; 1972, № 3. С. 64–105, рис. 1–15; 1972, № 4. С. 65–89, рис. 1–9; 1973, № 1. С. 78–104, рис. 1–6; 1973, № 2. С. 70–102, рис. 1–13; 1973, № 3. С. 80–86. Bierbrier M. L. The tomb-builders of the pharaons. London, 1982. Богословский Е. С. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер эль-Медина. М., 1983. Gutgesell M. Die Datierung der Ostraka und Papyri aus Deir el-Medineh und ihre okonomische Interpretation. Teil I: Die 20. Dynastie. Bd. I–II, Hildesheim, 1983)