ЭЛЕФАНТИНА

,

греческий ,

коптский .

Столица I нома Верхнего Египта, простиравшегося на север до Гебель эс-Сильсилы, а на юге имевшего размытую границу, но, во всяком случае, занимавшего весь район первых порогов. Столица находилась на острове Элефантина, греческое название которого представляет собой перевод египетского слова Abw, обознавшего слона и слоновую кость. Здесь находились гранитные карьеры, разрабатывавшиеся с древнейших времен.
Главными богами столицы этого нома были Хнум, владыка порогов, и богини Анукет и Сатис. Последняя особо почиталась на острове Сехель. Помимо Элефантины важными островами были Сехель, знаменитый благодаря найденной здесь «стеле голода», Филэ и Бигэ. Здесь находилась одна из могил Осириса, Абатон, — место, куда не должна была ступать нога смертного. Рядом с гробницей стояли многочисленные столы для приношений. Геродот (II, 28) приводит египетскую легенду, которую, впрочем, сам находит неправдоподобной: между карьерами Сиены и островом Элефантина находятся две горы, между ними — два истока Нила: один направляет воды на север, к Египту, другой — на юг, в Эфиопию. По-видимому, это неверно истолкованное предание, связанное с культом бога Нила Хапи, который, по верованиям египтян, жил в пещере у первых порогов и регулировал разливы в Верхнем Египте. Другой «дом Хапи» располагался на границе Верхнего и Нижнего Египта: отсюда бог направлял паводок в дельту. Изображение грота Хапи сохранилось на воротах Адриана на острове Филэ.
Развитие Элефантины и соседних земель было напрямую связано с географическим положением этого региона: через него проходили сухопутные и водные торговые пути из Нубии Египет. Ном Та-сети был крупным рынком слоновой кости, эбенового дерева, золота и редких минералов. Местные жители, по-видимому, прекрасно умели проводить лодки через здешние пороги и бурные протоки, но главная часть поступавших из центральной Африки товаров перевозилась по суше, по правому берегу Нила. Как показали раскопки Швейцарского Института архитектурных и археологических исследований в Каире, от предполагаемых пристаней в Коноссо (напротив острова Филэ) в Сиену вела дорога, защищенная многокилометровой кирпичной стеной, датирумой эпохой Среднего царства. Вооруженная охрана, сопровождавшая перевозимые товары, под ее прикрытием отбивала атаки грабителей (H. Jaritz, «The Investigation of the Ancient Wall Extending from Assuan to Philae», MDAIK 49, 1993, p. 107–132, pl. 24–25).
Элефантина была промежуточным пунктом для торговых караванов. В этом регионе сохранились многочисленные рисунки и надписи, оставленные купцами разных эпох на прибрежных гранитных скалах и островах. На одном лишь острове Сехель их насчитывается более трехсот; готовится новая публикация этих надписей, взамен устаревшей, относящейся к концу прошлого века.
Со времен первых династий граница государства проходила по первым порогам. Элефантиной правили князья, чьи гробницы, относящиеся к периоду VI–XII династий, находятся на скалистом западном берегу Нила у местечка Куббат эль-Хава. В некоторых из этих скальных гробниц есть просторные залы со столбами и колоннами, высеченными из массива скалы, например, в двойной гробнице Сабни и Меху времен VI династии. Большая гробница Сиренпута I (XII династия) заслуживает особого внимания: ее устройство напоминает скальные гробницы Бени-Хасана. В этих гробницах сохранились прекрасные расписанные рельефы, имеющие большую художественную ценность.
Столичный город занимал южную часть острова. Благодаря ежегодным раскопкам Немецкого Института Археологии (частично в сотрудничестве со Швейцарским Институтом), которые велись здесь с 1969 г., была установлена исключительно полная стратиграфия, рассказывающая об истории развития этого города от крепости времен I–II династий, под которой найдены жилища доисторической эпохи, до поселений самых поздних эпох. Особенно интересно проследить эволюцию храма Сатис, который из примитивного святилища, втиснутого между огромными скалами, превратился во времена XVIII династии в величественное сооружение. Найдено более 350 его блоков и фрагментов, вторично использованных в постройках птолемеевской эпохи. Оно располагалось на бетонной плите, которая была одновременно хорошо защищена и доступна (W. Kaiser (и другие), «Stadt und Tempel von Elephantine, 19./20. Grabungsbericht», MDAIK 49, 1993, p. 133–187, pl. 26–36, а также тома, вышедшие и готовящиеся к публикации в серии Archaeologische Veroffentlichungen Немецкого Института).
Одним из важных памятников Элефантины был культовый ансамбль Хекаиба, номарха времен VI династии, который был обожествлен посмертно (редчайший случай). Цари, правители и жрецы XI, XII и XIII династий ставили здесь часовни, статуи и стелы. Этот богатейший археологический материал был обнаружен в 1932 г., но раскопан лишь в 1946 г. (L. Habachi, «Elephantine IV. The Sanctuary of Heqaib», AV 33, 1985). Святилище, а также храм Сатис XII династии были реставрированы Немецким Институтом. На соседнем острове Сехель находятся руины часовни Аменемхета II; на острове Бигэ, на месте более позднего храма, найдена нижняя часть сидящей гранитной статуи Сенусерта III. Многие памятники были еще целы во времена похода Наполеона, например, изящный храм-периптер Аменхотепа III. Они пали жертвой модернизации страны и исчезли в печах для обжига извести в первой четверти XIX в. Обнаруженные экспедицией Клермона-Гано и Кледа блоки с царскими картушами XVIII и XIX династий, вероятно, происходят из тех сооружений, которые еще видели ученые, сопровождавшие экспедицию Наполеона.
В эпоху Нового царства много строили на острове Бигэ. Здесь были найдены гранитные статуи Тутмоса III и Аменхотепа II. В это время Элефантина находилась под властью наместника Нубии, но с саисской эпохи она вновь стала египетской крепостью, господствовавшей над южными районами страны и Нубией.
Нектанеб II построил храм Хнума, Александр II добавил к нему гранитные ворота. В 1906–1908 гг. немецкая экспедиция обнаружила множество документов, проливающих свет на историю Элефантины. Главным среди них стал арамейский папирус эпохи персидского завования, свидетельствующий о существовании здесь с VI в. до н. э. еврейского поселения, имевшего собственый храм, посвященный Яхве. Позднее, в 1918 г., раскопки здесь вел Библейский Институт.
В эпоху Птолемеев город продолжал развиваться на острове и на восточном берегу Нила, на месте современного Асуана (см.). Птолемей III Эвергет и Птолемей IV Филопатор воздвигли к югу от Асуана храм Исиды. Птолемей IV построил также небольшой храм на острове Сехель. На острове Бигэ также были постройки времен поздних Птолемеев и Августа. К этой эпохе относятся остатки пристани на южном берегу Элефантины и ниломер.