ГИЗА

Царский некрополь IV династии, расположенный на западном берегу Нила, к юго-западу от современного Каира, в номе «Белая стена».
Плато, на котором находится некрополь Гизы, тянется на 1500 м с востока на запад и на 1200 м с севера на юг. Восточная и северная стороны плато обрываются отвесно. Гиза является одним из редких исключений среди археологических ансамблей Египта, поскольку с исторической точки зрения имеет однородный характер: здешние сооружения, большей частью дошедшие до наших дней, возведены правителями IV династии. С более древних времен сохранились фрагменты захоронений, два из которых датированы периодом I и II династий: руины одной из мастаб принадлежат супруге Уаджи; в другой найдены печати на вазах с именем царя Нинечера. После IV династии здесь сооружались гробницы знати V и VI династий, а также погребения более позднего времени, к которым относятся захоронения персидской эпохи и мастаба одного из военачальников XXX династии. Эти сооружения не влияют на однородный характер некрополя IV династии. Небольшое святилище «хранительницы пирамиды» Исиды, построенное по приказу Псусеннеса I (XXI династия) к востоку от Великой пирамиды, представляет собой слишком скромный архитектонический элемент, чтобы повлиять на характер ансамбля, состоящего из пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина, статуи Сфинкса и объединенных с пирамидами храмов и обширных полей вельможеских мастаб, расположенных на востоке и западе плато.
Плиний в XXXVI книге «Естественной Истории» приводит список 12 древних авторов, упоминавших о пирамидах Гизы. К самым значительным среди них относятся Геродот (II, 129), автор описания некрополя и истории строительства Великой пирамиды, Диодор Сицилийский (I, 63) и Страбон (XVII).
Из описаний древних авторов следует, что в их времена пирамиды еще оставались неповрежденными и сохраняли облицовку, а галерея, ведущая внутрь пирамиды Хеопса, была открыта. У арабских авторов упоминания о пирамидах часто сопровождаются фантастическими рассказами об их строительстве. Тем не менее, они доказывают, что разграбление пирамид началось задолго до появления в Египте арабов, которые весьма активно включились в этот процесс. Халиф Мамун добрался до двух верхних помещений пирамиды Хеопса в поисках спрятанных там богатств. Абд-эль-Латиф пишет, что во времена Саладина (1169–1193) было разрушено множество пирамид-спутников, служивших источником строительного материала. Сын Саладина Эль-Малек Эль-Азиз пытался разрушить третью пирамиду, чтобы найти сокровища. Для этого он приказал пробить в ней гигантский колодец, остатки которого до сих пор заметны на западном фасаде. Установить дату разрушения облицовки трех пирамид нелегко. Археологические источники говорят о том, что уже во времена Айюбидов пирамиды служили каменоломнями, в которых добывали материалы для строительства Каира. Этому противоречит свидетельство Вильгельма фон Болдинзеля, который в 1336 г. не заметил отсутствия облицовки пирамид.
В XVIII в. некрополь Гизы посетило множество путешественников, описания которых стали источником ценной информации о внешнем виде пирамид. Полезными оказались и воспоминания ученых, сопровождавших египетскую экспедицию Наполеона. Денон, Кутель и Жомар, а в 1801 г., после капитуляции французской армии, Гамильтон, изучали сооружения некрополя и делали зарисовки.
Первые раскопки на этой территории были предприняты в 1815 г. С этого времени исследования великого царского некрополя можно разделить на три периода. К первому относятся работы по расчистке статуи Сфинкса, пирамид и входов в них. В конце этого периода начинаются раскопки мастаб знатных лиц и заупокойных храмов при пирамидах. Прежде всего, необходимо назвать работы Т. Б. Кавилья в 1815–1818 гг., Бельцони в 1818 г., Виза и Перринга в 1837–1838 гг., экспедицию Лепсиуса в 1842–1843 гг. и раскопки Мариетта с 1850 по 1880 гг. Следует помнить, что к тому времени, как начались работы на территории Гизы, памятники уже изучались документально.
Ко второму периоду относятся работы по обмеру памятников и исследования, целью которых был научный синтез теорий, описывающих процесс строительства этих великолепных сооружений. В 1864–1865 гг. Пиацци Смит опубликовал свой трехтомный труд (Life and Work at the Great Pyramid), породивший целую серию мистико-эзотерических концепций, объясняющих загадки этих гробниц. Сэр Флиндерс Питри в 1880–1882 гг. провел точные обмеры и изучил конструкцию пирамид. Его наблюдения до сих пор лежат в основе всех научных интерпретаций (W. M. F. Petrie. The pyramids and temples of Gizeh. London, 1883).
С началом кропотливых исследований некрополя многие ученые опубликовали результаты своих детальных поисков и концепции, касающиеся специфического характера конструкции пирамид. В первую очередь необходимо процитировать Л. Борхардта, который с 1894 по 1932 гг. опубликовал множество работ на эту тему (L. Borchardt. Einiges zur dritten Bauperiode der grossen Pyramide bei Gise, 1932). Вышли в свет многочисленные научные исследования, касающиеся вопроса о постройке пирамид. Считаю необходимым упомянуть работу Энгельбаха и Кларка (Ancient Egyptian masonry), исследования Лауэра (J.-Ph. Lauer. Le probleme des pyramides d'Egypte, Cairo, 1948; рус. пер. — Ж. Ф. Лауэр. Загадки египетских пирамид. М., 1966), Гринселла (L. S. Grinsell, Egyptian Pyramids. Gloucester, 1947), Эдвардса (I. E. S. Edwards. The Pyramids of Egypt. London, 1947) и Фахри (A. Fakhry. The Pyramids. Chicago, 1961).
Третий период работ на территории некрополя Гизы начался в 1902 г., когда египетская Служба древностей поручила ведение работ в некрополе трем экспедициям: американской, под руководством Рейснера, немецкой, под началом Г. Штайндорфа, а затем — Л. Борхардта и Г. Юнкера; и итальянской, возглавляемой Скьяпарелли. Последняя два года спустя передала свою концессию американской экспедиции.
Концессия была поделена между тремя участвующими в раскопках сторонами на секторы. Часть сектора, находившегося в распоряжении американской стороны, в 1906–1907 гг. была передана Флиндерсу Питри. После Первой мировой войны часть немецкой концессии, с 1911 г. частично разрабатывавшейся Венской Академией Наук, отошла к Каирскому университету, поручившему ведение работ Селиму Хассану. В 1949 г. часть американской концессии была разделена между университетом Александрии и экспедицией под руководством Абд-эль-Монейм-Абу-Бакра.
Необходимо также упомянуть о работах по расчистке статуи Сфинкса, начатых Кавилья и продолжавшихся при активном участии Мариетта и Масперо вплоть до 1888 г. В 1935 г. по просьбе египетской Службы древностей Э. Барез начал исследования Сфинкса, впоследствии продолженные Селимом Хассаном в 1936–1937 гг. Результаты исследований этих экспедиций были опубликованы в различных сериях в соответствии с секторами, в которых проводились работы (G. Reisner, Mycerinus, 1931; id., A history of the Giza necropolis, 1942; id., The development of the Egyptian tomb down to the accession of Cheops, 1936; H. Junker, Giza I–XII. Wien, 1929–1955; V. Holscher, Das Grabdenkmal des Konigs Chefren, 1912; Selim Hassan, Excavations at Giza I–X, 1932–1960; A. Bakr, Giza, 1953).
Первым монументальным сооружением Гизы была пирамида, возведенная Хеопсом. Она располагалась на участке, лучше всего обозреваемом с плато, вблизи отвесного восточного склона. Название пирамиды означает "Горизонт Хеопса". Согласно вышеприведенному рассказу Геродота 100 тысяч рабочих строили ее в течение 30 лет, сменяясь каждые 3 месяца. Точные сведения об этой и двух других пирамидах содержатся в упомянутых выше трудах, описывающих историю их создания. Здесь достаточно ограничиться самой необходимой информацией. Великая пирамида, как и другие пирамиды Гизы, точно ориентирована по сторонам света. Отклонение в 3' 6'' является следствием изменения положения земного шара благодаря феномену прецессии.
В плане пирамида представляет собой квадрат со стороной 230 м, т. е. 440 локтей. Ее высота составляла 146 м (280 локтей), но в настоящий момент она не превышает 137 м. На месте разрушенной верхушки теперь находится небольшая платформа. Угол наклона граней составляет 51° 50'.
Ядро пирамиды состоит из блоков местного известняка, заботливо подогнанных друг к другу и уложенных на скальное основание. Было подсчитано, что для возведения центральной части пирамиды необходимо приблизительно 2 300 000 блоков. Л. Гринселл (Egyptian Pyramids, p. 103) утверждает, что на некоторых камнях ядра, которые можно увидеть в 5 и 6 слоях с южной, западной и восточной стороны, сохранились следы надписей красными и черными чернилами, в которых дважды повторяется имя Хеопса и название бригад строителей. Кроме того, там встречаются черты и треугольники, служившие обозначениями каменоломен. Эти надписи не были опубликованы, но знаки каменоломен удалось безошибочно идентифицировать. В последней разгрузочной камере, расположенной над помещением, предназначенным для царского саркофага, до которой в 1837 г. удалось добраться Перрингу и Визу, также были обнаружены надписи, содержащие имя Хеопса и дату, обозначавшую 17 год его правления. Эти надписи, размещенные на наскоро обработанных блоках (эти помещения в древности считались недоступными), позволяют судить о том, на какой стадии в тот момент находились строительные работы. Облицовка выполнялась из известняка, добытого в Туре. Ныне она полностью содрана за исключением нескольких фрагментов в нижней части северного и, частично, южного фасадов сооружения. Блоки облицовки, весившие около 15 т, были так плотно пригнаны друг к другу, что стыки между ними практически незаметны.
Согласно распространенному мнению, это самое тщательное соединение блоков, известное в мире до сегодняшнего дня.
Вход в пирамиду находился на уровне третьего ряда кладки на северной стороне. Он располагался над галереей, пробитой в IX в. по приказу Мамуна в ядре пирамиды. Расположение залов и внутренних галерей позволяет судить о трех основных этапах постройки пирамиды, с каждым из которых были связаны изменения первоначального плана.
I. Первый этап представляется следующим образом: от входа под углом в 26° 31' 23'' спускалась галерея около 77 м длиной, которая затем становилась горизонтальной и приводила к прямоугольному помещению, от которого начиналась новая 18-метровая галерея. Возможно, здесь предусматривалось второе, так никогда и не построенное помещение, аналогичное имеющемуся в северной пирамиде Дахшура. Камера, высеченная в скале прямо на оси пирамиды, не была закончена и не имела внутренней отделки. Зодчие пирамиды, приступившие к работе с начала правления Хеопса, хотели как можно скорее создать для фараона место вечного упокоения. В ходе строительства первоначальный проект изменился: погребальную камеру было решено поместить на оси пирамиды, расположив ее в ядре конструкции.
II. Во время второго этапа работ на расстоянии около 19 м от входа поместили одну из плит потолка галереи, послужившую началом восходящего на 39 м коридора, поднимавшегося вверх под углом 26° 2' 30''. На высоте 36 м он становился горизонтальным и заканчивался небольшим помещением, находящимся приблизительно в 120 м над основанием сооружения. Арабы ошибочно назвали эту камеру «усыпальницей царицы». В действительности это помещение предназначалось для царя; оно было частично завершено и перекрыто стропилами. Его внутренняя облицовка состояла из четко пригнанных друг к другу плит. Кроме того, в нем предусматривалась ниша для статуи царя. Как видно на разрезе, к этому помещению должны были вести две вентиляционные шахты. Этот проект не был реализован. В ходе дальнейших работ, по-видимому, возникла необходимость изменить план постройки, сместив погребальную комнату фараона в ядре пирамиды еще выше.
III. От того места, где выпрямлялась галерея, ведущая во второе помещение, ее продлили еще на 46 м, превратив в коридор высотой 8,5 м. Его стены и потолок покрыли большими плитами из прекрасного известняка, добытого в каменоломнях Мокаттама. Так было создано одно из самых впечатляющих сооружений во всей египетской архитектуре.
Пирамида Хеопса, как и все прочие пирамиды, представляла собой лишь один из элементов погребального ансамбля фараона, состоявшего помимо нее из двух храмов, верхнего и нижнего, соединенных мощеной дорогой. Верхний храм пирамиды Хеопса начали изучать задолго до того, как было установлено местоположение нижнего, локализованного лишь в 1990–1991 гг. Он был обнаружен во время постройки очистительной станции в Назлет эль-Самман. Остатки базальтовых плит, которыми был выложен его пол, находились на 4,5 м ниже современного уровня почвы. Были найдены остатки мощеной дороги более 800 м длиной. Эта дорога была видна еще в эпоху Лепсиуса; Геродот восхищался ее конструкцией и отделкой. Внизу проходил тоннель шириной 1,40 м, соединявший северную и южную части гражданского некрополя, располагавшегося возле пирамиды Хеопса. Храм, построенный на оси пирамиды, был окружен стеной, опоясывавшей также и пирамиду и находившейся на расстоянии 10,50 м от ее основания. Эта известняковая стена шириной 2,60 м образовывала с восточной стороны от храма нечто вроде прямоугольного выступа (52,40 м с севера на юг и приблизительно 40 м с запада на восток), разграничивавшего территорию храма. На плане храма можно заметить существенную диспропорцию между большим двором с портиками и прямоугольными гранитными столбами и собственно святилищем, образованным тремя залами, два из которых находились в глубине. Пространство между ними было занято одним рядом из восьми колонн и другим — из четырех. План центрального святилища неясен, так как эта часть здания полностью разрушена. В нем могли находиться стелы ложных дверей или ниши. Остатки этого храма позволяют предположить, что здание представляло художественную ценность. Мощеный черным базальтом двор контрастировал с белыми храмовыми стенами из известняка и колоннами из красного гранита.
С двух сторон от храма находились две траншеи, предназначавшиеся для барок, связанных с солнечным культом. Однако их погребальный характер кажется сомнительным, поскольку возле пирамиды были обнаружены другие барки. Третья траншея для барки находилась перед храмом, к северу от дороги. В 1954 г. с южной стороны пирамиды были найдены две траншеи, закрытые гигантскими плитами. В них были тщательно сложены сотни деталей двух больших, полностью разобранных деревянных лодок. Ров с восточной стороны ныне открыт для обозрения, а находившаяся там великолепная барка длиной 43,4 м выставлена в музее, созданном над местом ее находки. Стоит вопрос об открытии второй траншеи, в которой, согласно полученным в 1987 г. данным камеры-зонда американских исследователей, находится вторая барка.
К востоку от пирамиды и к югу от пандуса находятся руины трех небольших пирамид, известных как «пирамиды цариц». Как и Великая пирамида, они были построены из известняковых блоков и имели облицовку, которая полностью исчезла. В них имелись внутренние погребальные камеры, высеченные в скале. У восточного фасада при них также находился заупокойный храм, сходный с верхним храмом пирамиды Хеопса. Минимальные различия в плане связаны с разными этапами строительства храма. Возможно, эти пирамиды позднее использовались для погребения цариц. Геродот (II, 124) говорил, что в средней пирамиде была похоронена одна из дочерей фараона. Расположенный возле южной пирамиды заупокойный храм, который в эпоху XXI династии был переделан в молельню Исиды, содержал надпись с именем жены Хеопса, Хенутсен. Эта надпись представляет собой копию более древнего текста. На этом основании южная пирамида считается местом захоронения этой царицы. Третья, северная пирамида была построена, по-видимому, позже других: об этом свидетельствуют следы начальной стадии работ по прокладке подземного коридора на востоке. Возле ее северного входа находилась траншея для солнечной барки.
Нельзя с точностью установить, как на самом деле использовались «пирамиды цариц», особенно после того, как возле северо-восточного угла северной пирамиды американская экспедиция обнаружила колодец, ведущий к горбнице матери Хеопса, царицы Хетепхерес, где сохранилась погребальная обстановка. Исследователи допускают, что первоначально она была похоронена в Дахшуре в небольшой пирамиде рядом с гробницей своего супруга, фараона Снофру. Но ее сын Хеопс, встревоженный угрозой разграбления материнской пирамиды, приказал перенести ее останки и всю обстановку в место захоронения, укрытое от посторонних глаз, неподалеку от собственной пирамиды. Некоторые ученые полагают, что именно новое погребение Хетепхерес стало причиной смещения северной пирамиды к западу. Это не очень убедительно, учитывая очевидную расстановку трех пирамид-спутников в один ряд.
В гробнице Хетепхерес не была найдена ее мумия, зато были обнаружены предметы погребальной обстановки, в том числе кресло великолепной работы, ставшее одной из жемчужин в коллекции Каирского музея.
Когда было выбрано место и начата постройка Великой пирамиды, несомненно предполагалось создать рядом с ней город мертвых, в котором были бы захоронены члены семьи фараона и его ближайшее окружение. Характер выбранного участка позволил сгруппировать основную массу мастаб в два основных ансамбля на востоке и на западе. Крутой обрыв плато на севере ограничивал расширение некрополя в этом направлении. Карьеры, из которых брали камень, оставляли лишь тонкую полосу для застройки вдоль пирамиды с южной стороны. Однако в этой группе построек встречаются также сооружения последующих династий.
Наиболее величественный вид, возникший благодаря скоплению самых больших мастаб, открывается на восточной стороне некрополя Хеопса. Именно здесь погребали членов царской семьи и придворных. Западный некрополь, тщательно изученный немецкой, австрийской и, наконец, американской экспедициями, представляет собой сеть симметричных улиц, каждая из которых ведет к какой-либо гробнице. Во времена V и VI династий его четкий план был нарушен погребениями, втиснутыми в остававшееся свободное пространство. Необходимо добавить, что стены некоторых мастаб покрыты прекрасными рельефами, относящимися к числу лучших произведений искусства IV династии.
Среди скульптур, найденных в этом некрополе, выделяется известняковая статуя сидящего принца Хемиуна (ныне находится в музее Хильдесхейма), расписанный бюст принца Анххафа (ныне в Бостоне) и многочисленные головы из известняка, являющиеся портретными изображениями умершего. Их называют «резервными»: согласно представлениям древних египтян, они должны были заменить настоящую голову в случае трансформации черт лица при мумифицировании, которое в те времена выполнялось довольно примитивным способом.
Среди памятников IV династии были найдены и скульптуры из расписанного известняка, изображающие простых тружеников. Однако большинство подобных находок относится к эпохе V династии.
Когда после смерти отца и 8-летнего правления брата Джедефра, погребенного в Абу-Роаше, к власти пришел Хефрен, ему было несложно обеспечить себе место будущего погребения. Лучше всего для этой цели подходила строительная площадка, где собирались и обрабатывались материалы для постройки Великой пирамиды. Создатели новой пирамиды, помнившие о неудаче, имевшей место при постройке пирамиды Хеопса, не рискнули расположить погребальное помещение в ее ядре. Они удовлетворились тем, что высекли в скале помещение, лишь верхняя часть которого вместе во сводом встраивалась в ядро пирамиды. Размеры всего сооружения были меньше размеров пирамиды Хеопса: сторона основания — 215,25 м, высота — 143,5 м; угол наклона граней, по одним расчетам, составлял 53° 10', по другим — 52° 20'. Во обоих случаях речь идет о пирамиде, в которой угол наклона граней больше, чем в пирамиде Хеопса.
Пирамида Хефрена построена из материалов, сходных с теми, что использовались для возведения пирамиды Хеопса, но размещение блоков ядра отличается здесь меньшей тщательностью. Облицовка из известняковых плит, доставленных из карьеров Туры, сохранилась на ее вершине до наших дней. Сама вершина была, возможно, выполнена из единого гранитного блока. Строительство этой пирамиды длилось меньше, чем строительство Великой пирамиды. Это объясняется не только частичной подготовленностью участка застройки, но и тем, что ее окончательная отделка выполнялась не с той тщательностью, как внутренняя отделка пирамиды Хеопса. Здесь, по-видимому, также менялось размещение погребальной камеры, так как вглубь пирамиды ведут две галереи; одна — с северной стороны к основанию, другая начинается несколькими метрами выше в стене сооружения. Создается впечатление, что первоначально помещение, предназначенное для погребения царя, предполагалось расположить в скале, на расстоянии всего лишь 50 м от нижнего входа, где для него было специально подготовлено пространство. Но затем, когда было решено разместить его непосредственно на оси пирамиды, нижнюю камеру заложили камнем. Ведущая к ней галерея была продолжена до горизонтальной части коридора, отделявшего верхнюю камеру от верхнего входа. Нижняя галерея могла позднее использоваться строителями, занимавшимися окончательной отделкой интерьера погребальной камеры. Стены верхней галереи были облицованы гранитными плитами, а сама камера — известняком. Монолитный гранитный саркофаг царя с крышкой, разбитой на две части, был встроен в облицовку западной стены помещения. Когда в 1818 г. Бельцони проник вглубь пирамиды, он нашел саркофаг пустым, в стороне лежала разбитая крышка. Таким образом, нет сомнений в том, что пирамида Хефрена действительно служила местом его погребения. Ее внутреннее убранство подверглось разграблению, несмотря на наличие двух опускных решеток, одна из которых находилась в верхней галерее, а другая — в нижней. Они предназначались для защиты входа в погребальную камеру.
Как и пирамида Хеопса, сооружение Хефрена было обнесено стеной, расположенной приблизительно на расстоянии 13,5 м от его основания. К югу от него видны остатки пирамиды-спутника, высота которой составляет приблизительно 1/10 высоты «настоящей» пирамиды. Предполагается, что она служила гробницей жены Хефрена, поскольку здесь был найден фрагмент пробки сосуда с клеймом, на котором рядом с именем фараона находилось имя неизвестного нам по другим источникам сына правителя.
Верхний заупокойный храм, расположенный к востоку от оси пирамиды, представлял собой в плане удлиненный прямоугольник 112 на 50 м. Его задняя стена примыкала к стене, окружавшей пирамиду. Это здание представляет собой сформировавшийся тип заупокойного храма эпохи Древнего царства, состоявшего из двух основных частей: одна была открыта для верующих, другая, менее доступная, предназначалась для культовых церемоний.
Вход в храм приводит к пандусу в его юго-восточном углу. Там расположены небольшие залы, четыре из которых, находящиеся справа от входа, в плане напоминают зубцы гребня. Здесь также имеется пандус, ведущий на крышу храма. Далее по оси располагается первый зал, столбы которого похожи на опоры западной части храмового двора Хеопса. Отсюда по узкому проходу можно проникнуть во второй зал с 10 колоннами, а затем — в широкий двор, украшенный осирическими статуями фараона и статуями, изображающими его сидящим на троне. Западнее находилось пять вытянутых часовен, за которыми следовало еще пять, но меньшего размера: к ним можно было попасть по узкому коридору, отходящему от южной части двора.
Все сооружение, лежащее ныне в руинах, было выстроено из блоков местного известняка, облицованных гранитом, из гранита же были высечены колонны. Пол был вымощен алебастровыми плитами. С двух сторон от храма найдено пять траншей, высеченных в скале для солнечных барок. Их внутренняя поверхность была украшена рельефами с изображением постройки судов. Предполагается, что существовала и шестая траншея того же назначения.
Мощеная дорога, соединявшая два храма, имела более 494 м в длину и 4,5 м в ширину. Разница между уровнями храмов составляла более 45 м. Дорога была частично выдолблена в скале, снизу частично отделана известняком, а снаружи — гранитом. Изначально она, по-видимому, была крытой, в потолке были оставлены отверстия для ее освещения. Не исключено, что внутри она была украшена рельефами.
Одной из самых красивых и лучше всего сохранившихся монументальных построек эпохи Древнего царства является нижний храм Хефрена. В плане он представляет собой квадрат со стороной 45 м, выстроенный из гранитных блоков. В некоторых местах гранитом облицованы стены, сложенные из известняковых блоков неправильной формы, в других местах — природные скальные выступы. Внешние стены достигали в высоту 12,5–13 м и были слегка наклонены таким образом, что храм производил впечатление монументальной мастабы, особенно со стороны фасада. Перед ним находился причал, к которому приставали лодки. Два входа в храм, по мнению Хельшера, охранялись четырьмя гранитными сфинксами. В центре его находился наос, в котором хранилась статуя фараона. Через оба входа можно было попасть в узкие коридоры, из которых не менее узкие боковые проходы вели к длинному вестибюлю. Дверь, расположенная на оси храма, вела к вестибюлю гипостильного зала, имевшего форму буквы «Т» и составленного из 16 монолитных гранитных столбов. В этом зале размещалось 23 статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Слева от гипостильного зала находились две группы из трех скромных помещений, напоминающих в плане зубцы гребня. Справа располагался коридор, ведущий к мощеной дороге; от него вверх отходила лестница на крышу храма. Необходимо отметить, что при строительстве этого сооружения древнеегипетские архитекторы учли не только эффект блеска отшлифованных гранитных поверхностей, но и максимально использовали игру света и тени: пучки света, падавшие из проделанных наверху отверстий, освещали царские статуи и отражались от белого алебастрового пола.
На небольшом расстоянии от храма, справа от мостовой, в старых карьерах, находилась скала 57 м длиной и 20 м высотой, напоминавшая силуэт лежащего льва. Строители погребального ансамбля Хефрена придали ей форму сфинкса. Вся поверхность глыбы была покрыта гипсом, с помощью которого вылепили недостающие части фигуры. Лицу сфинкса скульпторы придали черты умершего фараона. Так возник символический страж храмов, изображения которого получили широкое распространение во времена Нового царства, когда сфинксами стали украшать аллеи, ведущие к храмам.
Перед Сфинксом был возведен храм, стены которого были сложены из огромных известняковых блоков и, возможно, облицованы гранитом. Он, вероятно, имел центральный двор, характерный для храмов IV династии, и боковые залы, разделенные перегородками. Возможно, оба храма во времена Хефрена образовывали единый архитектурный ансамбль, увенчанный огромной фигурой Сфинкса, расположенной точно по оси восток—запад. Таинственная фигура статуи, развернутая к востоку, дала повод для различных фантастических интерпретаций, и по прошествии многих веков она все еще будоражит беспокойные умы. Сфинкс стал синонимом загадки и тайны. Однако среди бесчисленных задач археологии есть задача сведения красивых теорий к системе, отвечающей требованиям строгой научной достоверности. Поэтому Сфинкс разделил участь «тайны Великой пирамиды»: он стал конкретным археологическим памятником, отражающим определенный этап египетской цивилизации времен Хефрена.
Одновременно с ансамблем пирамиды Хефрена на западе рос комплекс вельможеских гробниц, которые представляли собой традиционные мастабы.
Третий монументальный ансамбль Гизы — это ансамбль Микерина, включающий в себя меньшую из трех пирамид. В плане она также представляет собой квадрат со стороной 108,40 м. Высота ее первоначально составляла 66,50 м, угол наклона граней — 51°. Любопытно, что именно при постройке наименьшей из пирамид использовались самые большие по величине блоки. Нижние слои облицовки были гранитными, но большинство плит не было отшлифовано. Верхние слои были сложены из белого турского известняка. Изначально эта пирамида задумывалась меньшего размера: сторона ее основания должна была составлять половину нынешней. Уже была создана галерея, ведущая от основания пирамиды к погребальной камере, высеченной в скале на оси пирамиды. Но первоначальный проект был оставлен, сооружение приобрело больший масштаб, а новая галерея начиналась на северном фасаде над основанием пирамиды. Через проходную камеру, декорированную в стиле дворцового фасада, и пространства, отведенные для опускных решеток, она вела к помещению, предусматривавшемуся в первом проекте. Однако план был изменен еще раз. Над уже существующей камерой соорудили подземный зал больших размеров, соединявшийся с ней с помощью пандуса, облицованного гранитом, подобно стенам нижней камеры. Ее перекрытие, имевшее форму перевернутой буквы «V», было затем переделано в свод. Когда в 1837 г. Перринг и Виз добрались до этой камеры, они обнаружили там царский базальтовый саркофаг, внешние стенки которого были украшены изображениями дворцового фасада. Увы! Саркофаг затонул в море при транспортировке в Англию; сохранился лишь его рисунок.
Устройство камеры, декорация саркофага и, особенно, фрагмент деревянного гроба с надписью фараона Менкаура (Микерина), найденный Перрингом и Визом, дают основания полагать, что в саисскую эпоху весь ансамбль был переделан. Однако это кажется невозможным и скорее следует допустить, что вся внутренняя отделка помещений пирамиды была выполнена при IV династии. Фрагмент деревянного саркофага, без сомнения принадлежащего к саисской эпохе, мог попасть туда извне. Более того, саисские правители предприняли работы по сохранению поврежденных гробниц прежних эпох на территории некрополя Гизы.
К югу от пирамиды возвышаются три небольшие пирамиды-спутника, вытянутые в одну линию с востока на запад и окруженные общей стеной. У восточной пирамиды частично сохранилась гранитная облицовка; две остальные ныне имеют вид ступенчатых сооружений. Размер их оснований составляет 1/3 от основания пирамиды Микерина. В погребальных камерах центральной и восточной пирамид сохранились гранитные саркофаги. Можно полагать, что это были гробницы царских супруг. У южного фасада каждой из малых пирамид находился заупокойный храм, построенный из сырцового кирпича поверх каменной кладки и украшенный деревянными колоннами. Храм восточной пирамиды сохранился лучше прочих: в его плане без труда выделяются две части — открытая и церемониальная.
Нет никаких сомнений в том, что Микерин не дожил до завершения строительства своего погребального ансамбля. Он хотел выстроить из камня и верхний, и нижний храмы. Это легко установить при осмотре незавершенного нижнего храма и церемониальной части верхнего храма, выстроенной из известняка. Само святилище, имевшее форму буквы «L», было отделано гранитными плитами. После смерти фараона его преемник, Шепсескаф, завершил строительство, используя материалы более низкого качества. Ядро стен, возведенных из известняковых блоков, было облицовано кирпичами, покрытыми белой штукатуркой. Нижний храм был выстроен по старому плану Микерина, но его расположили гораздо восточнее. В нем был вестибюль с 4 колоннами и 4 залами с каждой стороны. Далее открывался центральный двор, откуда через переходы можно было попасть в святилище, перед которым находилась колоннада. По сторонам от него располагались кладовые. В одном из этих помещений во время раскопок были обнаружены четыре скульптурные группы, названные триадами Микерина. Три из них находятся ныне в Каире, одна — в Бостоне. Также были найдены фрагменты четырех алебастровых статуй меньшего размера, изображавших фараона на троне, и одна статуя большего размера, выставленные ныне в музее Бостона. Это наиболее интересные памятники среди 52 скульптурных фрагментов, найденных во время раскопок на территории погребального ансамбля пирамиды Микерина американской экспедицией.
Коридор, прилегающий к южной стороне доступной посетителям части храма, вел к мощеной дороге, соединявшей верхний храм с нижним. Узкая мостовая имела около 250 м в длину; обе ее стены были покрыты кирпичом, беленым известью. Над ее расширяющейся у верхнего храма частью возвышалась крыша из деревянных балок. Нет ничего удивительного в том, что это сооружение не могло просуществовать в течение долгого времени. Уже во времена VI династии Меренра провел здесь первые работы по его укреплению, а Пепи II, последний фараон VI династии, приказал заново отстроить верхний храм.
Все сказанное о погребальном ансамбле Микерина позволяет считать, что в нем отсутствует комплекс гробниц знати. Некоторые из них были найдены в некрополе к юго-востоку от пирамиды Хефрена.
Заканчивая обзор царских некрополей Гизы эпохи IV династии, монументальный характер которых подчеркивается тремя пирамидами, фигурой Сфинкса, заупокойными храмами, мощеными дорогами и величественными городами мертвых, выросшими вокруг двух первых пирамид, необходимо упомянуть о руинах, когда-то, возможно, представлявших собой группу жилищ строителей пирамид. Питри попытался распознать их в помещениях, расположенных в ряд к западу от пирамиды Хефрена. Он подсчитал, что в них могли жить от 3 до 4 тысяч человек. Возможно также, что эти руины являются лишь остатками складов, существовавших при строительных площадках. В 1990–1991 гг. египетская Служба древностей обнаружила в том же секторе, к юго-западу от Сфинкса, другие дома, предназначенные для строителей пирамид, а также десятки их могил, самые большие из которых принадлежали надсмотрщикам и управляющим.
К югу от мощеной дороги при комплексе Хефрена была обнаружена группа строений из сырцового кирпича, в которых, должно быть, жили жрецы зпупокойного культа времен IV династии. В 30-е годы Селим Хассан нашел неподалеку погребальный ансамбль царицы Хенткаус, жены фараона Шепсескафа, принадлежащего к IV династии, гробница которого, известная под именем «мастаба фараун», расположена в Саккаре и имеет форму гигантского саркофага (см. Саккара). Гробница его супруги в Гизе представляла собой конструкцию прямоугольной формы приблизительно 27,50 на 21 м. Ее заупокойная часовня была частично высечена с восточной стороны в скале, на которой располагалось само сооружение. В часовне было три зала; от центрального зала — святилища — к подземным помещениям вел колодец. От времен V и VI династий в некрополе Гизы сохранились многочисленные мастабы знати.
В эпоху Среднего царства не происходило никаких изменений царского погребального комплекса, но можно предполагать, что большая часть города мертвых, как и статуя Сфинкса, оказалась погребена в песках.
Охотившиеся в этих краях фараоны Нового царства обнаружили выступающую из песка голову Сфинкса и посвятили ей, как божеству Хармахису (Хору горизонта), мемориальные стелы.
В 1816 г. капитан Кавилья обнаружил большую гранитную стелу Тутмоса IV, установленную между лапами Сфинкса. Царь упоминал в ней о расчистке этого памятника. В 30-е годы Селим Хассан нашел с северной стороны от храма Сфинкса остатки храма из сырцового кирпича, примыкавшего к храму Сфинкса. Обнаруженный храм, возможно, был построен при Аменхотепе II, о чем свидетельствуют надписи на его известняковом портале. Помимо стелы Аменхотепа II, в этом храме были найдены многочисленные посвятительные скульптуры более поздней эпохи и, среди прочего, стела фараона Сети I, отца Рамсеса II. Итак, во времена Нового царства, Сфинкс, почитаемый как Хармахис, стал популярным местом паломничества. Об этом говорят небольшие посвятительные стелы, найденные в храме Аменхотепа II и в соседних гробницах.
Дальше к юго-востоку сын Рамсеса II, Хемуас, приказал возвести еще один храм из сырцового кирпича, который, возможно, тоже был посвящен Хармахису.
Во времена XXI династии была перестроена верхняя часовня в гробнице царицы Хенутсен. Ее посвятили хранительнице пирамид Исиде. Многочисленные гробницы, расположенные к востоку от пирамиды Хеопса, принадлежат к саисской эпохе. Одна из них, найденная в 1837 г., называется «гробницей Кемпбелла» в честь британского консула, находившегося тогда в Египте.
Редкие гробницы, восходящие к временам завоевания Египта персами или к XXX династии, доказывают, что даже в столь позднюю эпоху некоторые сановники по-прежнему хотели быть похороненными в древнем царском некрополе и иногда узурпировали древние гробницы. Верхний храм Микерина в римскую эпоху был превращен в кладбище.
В птолемеевскую и римскую эпохи статуя Сфинкса пережила реставрационные работы, в результате которых ее разрушенные эрозией лапы были заменены известняковыми блоками, испортившими общее эстетическое впечатление. Та же участь постигла бока и хвост статуи. Тем не менее, Сфинкс по-прежнему сохранял немалую привлекательность для античных путешественников. Чтобы облегчить доступ к статуе, были выстроены специальные лестницы.
Огромный царский некрополь Гизы в течение тысячелетий сопротивлялся песчаным заносам, эрозии и разрушительной деятельности человека. До сих пор он остается одним из самых монументальных археологических комплексов Египта и свидетельствует не только о могуществе фараонов эпохи Древнего царства, но и об изобретательности архитекторов, конструкторов и художников того времени, а также о необычайном мастерстве камнетесов и строителей.

http://www.gizapyramids.org (анг.)